Более 10 аэропортов имеют большое значение не только для авиасообщения внутри государства, но и за его пределами. В статье собрана актуальная информация по крупнейшим воздушным гаваням Республики.

Международный аэропорт Ферганской долины в Андижане

Международный аэропорт «Андижан» (Andizhan International Airport – AZN) ведет свою историю с середины ХХ века, когда советские строители возвели в восточном узбекском городе крупный военный аэродром. Уже более четверти века транспортный воздушный объект имеет статус гражданского, а с 2015 года – международного. Андижан распложен на территории Ферганской долины, является железнодорожным узлом и нуждается в хорошем воздушном сообщении как с другими регионами страны, так и с зарубежьем. Крупный воздушный порт Андижана входит в узбекскую национальную компанию «Узбекистон хаво йуллари».

От большого исторического и промышленного центра Узбекистана, города Андижана, до международного аэропорта – два километра пути, чуть больше – до границы с Казахстаном. Старинный город в Ферганской долине привлекает путешественников множеством объектов туристкой ценности: знаменитой пещерой Тешик-Таш, где был найден скелет мальчика-неандертальца; средневековыми мавзолеями; археологическими комплексами периода империи Великих Моголов; оригинальной природой берегов Андижанского моря; авторскими ювелирными украшениями.

Терминал в аэропорту Андижана современный, способный обслужить за час более двухсот пятидесяти пассажиров. Несколько залов ожидания, включая VIP-зону и просторное помещение для официальных делегаций, в любое время суток готовы принять гостей из разных стран мира. Для пассажиров с детьми открыты комната матери и ребенка, игровая комната. Все желающие обедают в одном из ресторанов, при необходимости пользуются индивидуальным сейфом в багажном отделении.

Аэродром принимает воздушные суда на бетонную посадочную полосу длиной 3000 метров и на вертолетную площадку, оборудованную современными навигационными приборами. На стоянке удобно располагаются и пассажирские, и грузовые самолеты и вертолеты.

Автопарковка вмещает пятьсот машин, рядом находятся стоянки для экскурсионных автобусов, такси и транспорта пансионатов и санаториев.

Базовой компанией международного воздушного порта считается «Uzbekistan Airways», которая обслуживает рейсы с востока Ферганской долины в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск, Красноярск и Ташкент. Перевозчики «Вим-Авиа» и «Ютэйр» осуществляют рейсы в Москву (аэропорт Домодедово) и в Сургут. В феврале 2018 года в аэропорту «Андижан» был начат ввод в строй режима «открытое небо», в рамках которого авиакомпании других стран увеличат количество рейсов и число перевозимых пассажиров.

Международный аэропорт «Бухара»

Одни из главных воздушных ворот города, осуществляющих интернациональные перевозки,  носящие имя города, в котором они находятся. Их международное название – Bukhara International Airport – BHK. Аэропорт «Бухара» считается старейшим в Узбекистане. Он был полностью модернизирован и перестроен в 2009 году, а в 2010, 2011 и 2012 годах получал статус «Лучший аэропорт года» (среди воздушных портов стран СНГ).

Туристы, знающие о более чем двадцатипятивековой истории удивительного по красоте места земного шара, стремятся в Бухару ради посещения архитектурных и археологических памятников, среди которых истинным шедевром предстает Бухарская крепость и Великий минарет.

Воздушный порт города Бухары, расположенный на проспекте Бахауддина Накшбанда, способен принять четыреста человек в час, в год – двести тысяч пассажиров, четверть которых  – это путешественники из других стран. Аэродром обеспечен асфальтобетонной взлетно-посадочной полосой длиной 3000 метров, вертолетными площадками. Просторный терминал создает для гостей города полный комфорт и уют. Пассажиры ожидают рейса в кафе или в удобных залах, VIP-зона оформлена в традиционном восточном стиле, в сувенирных лавках представлены предметы местного ремесла. Работает в аэровокзале и магазин беспошлинной торговли, и несколько банкоматов, и камера хранения багажа. Электронные табло с оригинальной подсветкой являются источниками информации для пассажиров, как и размещенные по всему вокзалу стенды.

Прилетевшие в аэропорт путешественники отправляются в исторический центр Бухары на рейсовых автобусах или маршрутных такси.

«Uzbekistan Airways» является базовой компанией данного аэропорта, рядом с ней работают российские перевозчики «Аэрофлот», «Ютейр», «Трансаэро» и таджикская «Somon Air».

Основные международные направления полетов из Бухары:

– Москва (аэропорты Домодедово и Внуково);

– Санкт-Петербург (Пулково);

– Краснодар.

Рейсы в столицу Узбекистана Ташкент и города Ургенч и Фергану выполняются несколько раз в неделю.  С 2015 года чартерные компании соединили аэропорт Бухары с Арабскими Эмиратами; перелеты осуществляются на современных авиалайнерах марки «Боинг 787».

Поток туристов постоянно растет, и по этой причине за последние пять лет значительно расширилась география полетов: появились первые рейсы в российские города Ростов-на-Дону, Сочи, Самару, Тюмень.

Международный аэропорт «Бухара» признан перспективно развивающимся транспортным воздушным объектом.

Международный аэропорт «Карши»

Воздушный порт Карши имеет статус международного (Qarshi International Airport – KSO). Открытый в 1960 году, он обслуживает южную часть Узбекистана, прилегающую к склонам Памиро-Алтайских гор. Воздушная гавань реконструирована в 2006 году, в 2013 году получила современный статус, расположена в пяти километрах от города Карши. Регион привлекателен для туристов архитектурными и археологическими достопримечательностями, природными парками и заповедными местами, живописной природой Центральной Азии.

Модернизированный терминал аэропорта располагает двумя отдельными секторами: в одном обслуживаются местные рейсы, в другом – международные, для транзитных пассажиров оборудован специальный комфортный зал ожидания. В аэровокзале работают торговые павильоны, кафе, обменные пункты валюты; для гостей с детьми открыта комната матери и ребенка с игровой зоной; большие официальные делегации принимаются в просторном помещении, декорированном в азиатском стиле.

От аэропорта «Карши» до города курсирует маршрутный минивэн номер четыре. В любое время дня частные такси предлагают свои услуги клиентам. Между Карши и другими значимыми регионами Узбекистана пролегли качественные автомагистрали.

Аэродром круглосуточно принимает воздушные суда легкой и тяжелой авиации на бетонную взлетно-посадочную полосу протяженностью 3100 метров и на вертолетную площадку, оборудованные ночным освещением и новейшими навигационными приборами. За сутки аэропорт способен принять и отправить более двадцати самолетов и вертолетов; двести человек в час обслуживает новый терминал. Пассажиры имеют возможность воспользоваться системой онлайн-бронирования билетов, введенной по Программе менеджмента качества.

Главные направления полетов из Карши:

– Ташкент – дважды в день;

– Москва (Домодедово) – три раза в неделю;

– Санкт-Петербург (Пулково) – один раз в неделю;

– Казань – один раз в неделю.

Авиакомпании «Московия», «Вим-Авиа», «Аэрофлот», «Узбекские авиалинии» выполняют рейсы круглогодично, в летний сезон чартерные перевозчики осуществляют перелеты на азиатские и европейские курорты; в рамках проекта «Хадж» из Карши выполняются полеты в Мекку и обратно из Джидды в Карши.

Летом 2018 года вступила в силу Концепция развития международного аэропорта Карши, по положениям которой власти страны решают вопрос о передаче международного воздушного порта «Карши» в частные руки; осенью 2018 года в аэропорту открыт режим «Открытое небо» с привлечением к обслуживанию полетов иностранных перевозчиков, в том числе бюджетных, а еще раньше заработала система «двойного коридора», обеспечившая свободный вывоз товаров стоимостью до двух тысяч евро.

Международный аэропорт «Навои»

 

Город и аэропорт, расположенные на месте Великого Шелкового пути в центре Узбекистана, носят имя прославленного поэта Алишера Навои. «Навои» (Navoi International Airport – NVI) построен более полувека назад, в 2007 году прошел полную модернизацию, а еще через год получил статус международного хаба для корейской авиакомпании Korean Air.

Туристов привлекает в Навои прекрасная возможность познакомиться с петроглифами бронзового века, осмотреть кирпичный караван-сарай постройки XI века, прогуляться по средневековому мемориальному комплексу Касым-Шейх.

Воздушная гавань в Навои, расположенная в двадцати километрах от центра города, оборудована новейшими приборами и техникой. Это важный транспортный объект, своеобразные ворота из Азии в Европу. На аэродроме размещена бетонная взлетно-посадочная полоса протяженностью 4000 метров, способная принять авиацию любого класса, а также огромный грузовой терминал с вместительными топливными баками для заправки воздушных судов. Ежегодно в Навои принимается и отправляется более двадцати тысяч тонн груза.

Уже пять лет в аэропорту работают два обновленных терминала – А (для внутренних рейсов) и Б (для международных перелетов); за час через аэровокзал свободно проходят четыреста человек.  В ожидании рейса гости Навои обедают в традиционном узбекском ресторане, встречаются с друзьями в баре, обменивают валюту в специальных пунктах, решают банковские дела в офисах в одном из залов аэровокзала. Для людей с ограниченными возможностями созданы прекрасные условия. VIP-зал выполнен в традиционном восточном стиле, а рядом с терминалами путешественников принимает четырехзвездочная гостиница «Great Silk Road Palace» с современными номерами, фитнес-центром, сауной и конференц-залом.

От центрального входа аэровокзала регулярно отправляются рейсовые автобусы до древнего Самарканда и легендарной Бухары; доехать до любого крупного населенного пункта страны можно на скоростном комфортабельном поезде или такси. На парковочной площади бесплатно и круглосуточно размещается около 200 автомобилей.

Базовые перевозчики аэропорта в Навои – это «Узбекские авиалинии», «Корейские авиалинии». Рядом с ними работает «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Трансаэро», совершающие регулярные пассажирские рейсы по двум направлениям: московский Домодедово и Ташкент. Грузовые перевозки выполняются «Корейскими авиалиниями» в Базель, Милан, Сеул, Тель-Авив, Сарагосу, Вену, «Узбекскими авиалиниями» – в Стамбул, Дели, Дубай, Тянцзин, Бишкек, Франкфурт-на-Майне, Москву.

В ближайших планах руководства этой узбекской воздушной гаванью – открытие так называемого Нового шелкового пути, по которому грузы будут регулярно отправляться сразу на несколько континентов.

Международный аэропорт «Наманган»

Северную часть Ферганской долины обслуживает международный аэропорт «Наманган» (Namangan International Airport – NMA), это красивейшее место на востоке Узбекистана близ границы с Киргизией. Туристы стремятся отдохнуть на живописных курортах, совершить экскурсии по горным садам и тоннелям, побывать в истоках могучей Сырдарьи, берега которой помнят великих путешественников: Александра Македонского, Афанасия Никитина, Николая Пржевальского.

Архитектурно стильный и строгий серо-синий аэровокзал, разделенный на зоны вылета и прилета, гостеприимно встречает путешественников, прилетающих из городов Европы и Азии. Пассажиры ожидают рейса в кафе «Парвоз» или в просторном зале для транзитных гостей, для мам с малышами оборудована специальная комната с душем и кухней. В VIP-зале есть все необходимое для длительного пребывания на аэровокзале, включая бесплатный интернет и информационное электронное табло.  Аэропорт «Наманган», являющийся «запасным аэродромом» для столичного воздушного порта, соединяют с городом регулярные автобусные маршруты и такси (расстояние – 12 км).

 

Пропускная способность наманганской воздушной гавани – двести пассажиров в час, за год через северные ворота Ферганской долины проходит более пятнадцати тысяч человек.

Самолеты, прилетающие в Наманган, приземляются на полностью реконструированной в 2015 году полосе длиной 3270 метров, покрытой асфальтобетоном и оснащенной новейшим светосигнальным оборудованием; аэродром располагает хорошей вертолетной площадкой и принимает винтокрылые машины всех типов. Планами руководства транспортным объектом намечено значительное расширение взлетно-посадочной полосы к 2025 году, что даст возможность обслуживания авиации любого класса.

«Узбекские авиалинии», «Громов Эйр» и воздушные перевозчики стран СНГ выполняют прямые регулярные рейсы из Намангана в Ташкент, Москву, Краснодар, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Красноярск. В Волгоград и Воронеж пассажиров перевозят чартерные авиакомпании «Полет Карго», «Тулпар», «Волга». Руководство воздушной гавани сотрудничает с туристическими фирмами «Фергана-турист» и «Хаво-Сайёх» по направлениям: Наманган – Дели, Наманган – Урумчи и Наманган – Алеппо. Мощные «Боинги-767» в рамках программы «Хадж» доставляют паломников из Ферганской долины в Саудовскую Аравию (из Намангана в Медину и обратно). С каждым годом возрастает роль узбекского аэропорта «Наманган» как крупного грузового транспортного объекта.

Международный аэропорт «Нукус»

Построенный на берегу Амударьи в 1924 году обществом «Добролет» международный аэропорт «Нукус» (Nukus International Airport – NCU)  в 1937 году перенесен в город Нукус и использовался для экспедиционных полетов по изучению местной природы. Одновременно транспортный объект на протяжении пятидесяти лет являлся военной базой для испытательной авиации СССР. В 2005–2007 и в 2011–2012 годах воздушный порт прошел полную реконструкцию и стал международным.

Город Нукус расположен рядом с пустыней Кызылкум на северо-западе Узбекистана, в республике Каракалпакстан, на месте древнего городища Шурча и границы Хорезмского царства. Туристы еще только открывают для себя этот северный уголок узбекской природы и истории.

Новый аэровокзал в Нукусе построен в 2005 году и разделен на два сектора с несколькими залами прилета и вылета. К услугам путешественников – почта, помещение для приема официальных делегаций, электронные информационные табло, работающие на четырех языках: узбекском, русском, английском и каракалпакском. В кассах установлена автоматическая система бронирования билетов «Габриэль». Пропускная способность обновленной в 2017 году воздушной гавани –  четыреста пассажиров в час, за месяц аэропорт «Нукус» принимает и отправляет сто рейсов. Привокзальная площадь оборудована парковкой для автомобилей, рядом с которой расположен пункт заказа такси и стоянка маршрутных автобусов.

Аэродром с двумя асфальтобетонными взлетно-посадочными полосами протяженностью 3000 и 600 метров оборудован лучшими светотехническими приборами и принимает самолеты и винтокрылые машины любого класса авиации. Аэропорт «Нукус» является крупным значительным воздушным узлом, на его территории работают чартерные грузовые перевозчики.

Две авиакомпании – «Узбекские авиалинии» и «Уральские авиалинии» – сотрудничают с воздушной гаванью «Нукус». Кроме внутренних ежедневных рейсов в Ташкент, Фергану и Андижан, выполняются регулярные перелеты по субботам в Москву (Домодедово) и несколько городов стран СНГ. Ближайший крупный аэропорт находится в Ургенче на расстоянии ста двадцати километров от Нукуса.

В планах руководства – налаживание регулярных пассажирских рейсов с городами Алматы и Актау силами казахской авиакомпании Scat Airlines, а также сооружение нового гостиничного комплекса рядом с пассажирским терминалом и обновление авиапарка.

Международный аэропорт «Самарканд»

Аэропорт «Самарканд» (Samarkand International Airport – SKD) получил всемирное признание, заняв первое место в конкурсе «Лучший аэропорт года» среди воздушных транспортных объектов стран СНГ. Воздушная гавань обслуживает юго-восточную часть Узбекистана, отправляет и принимает около четырехсот человек в час и занимает второе место по загруженности в стране после столичного аэропорта «Ташкент Южный имени Ислама Каримова».

Самарканд – древний среднеазиатский город с сохранившейся средневековой архитектурой и редкими археологическими памятниками, внесенными в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: усыпальницей Тимуридов, декорированными цветными изразцами мавзолеями, медресе и мечетями XI–XIII веков. Город и его окрестности привлекательны для туристов, и воздушная гавань исполняет роль важного пассажирского и грузового объекта Узбекистана.

Построенный в 2009 году пассажирский терминал выполнен в восточном стиле, работает круглосуточно. За час обслуживает с комфортом четыреста гостей, за год – более полумиллиона. В здании аэровокзала с информационным электронным табло путешественники пользуются бесплатным интернетом и почтовой связью, отдыхают в CIP- и VIP-залах, заказывают блюда национальной кухни в ресторане, устраиваются в комнате матери и ребенка; верующие посещают молельные комнаты. К услугам гостей предоставлены обменные пункты валюты, магазины беспошлинной торговли и медицинский кабинет. Инновационные системы бронирования «Габриэль» и «Сита» имеются в каждой авиакассе, сотрудники аэропорта общаются на узбекском, русском и английском языках. Пять километров от аэровокзала до города пассажиры преодолевают на рейсовых автобусах или такси.

Аэродром оснащен асфальтобетонной взлетно-посадочной полосой протяженностью 3100 метров и вертолетной площадкой.

В воздушной гавани действуют десять авиакомпаний: «Самарканд Авиалинии» (базовый частный перевозчик), «Россия», «Узбекские авиалинии», «Таджикские авиалинии», «Аэрофлот», «Московия», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр», «Вим Аэро», «Аэросвит».

География полетов из центральноазиатской воздушной гавани «Самарканд» широка: Москва (аэропорты Шереметьево, Внуково и Домодедово) и Ташкент, Симферополь и Калининград, Санкт-Петербург и Казань, Екатеринбург и Киев, Душанбе и Стамбул. В города Японии, Турции и Франции выполняются чартерные рейсы. На сайте аэропорта работает информационное онлайн-табло, которое легко помогает узнать расписание вылетов и цены на авиабилеты.

Международный аэропорт «Ташкент Восточный»

Расположенный на окраине столицы Узбекистана международный аэропорт «Ташкент Восточный» (Tashkent Tuzel International Airport – UTTP) вмещает гражданскую и военную авиацию, а также базу для экспериментальных воздушных судов (в том числе и для нового «Ил-114-100»).

В годы афганской войны аэродром «Ташкент Восточный» служил одним из транспортных объектов по обслуживанию советских войск. Известный автор и исполнитель Александр Розенбаум после поездки в Ташкент посвятил аэродрому песню под названием «Тузель».

Ташкент с каждым годом привлекает все больше туристов, стремящихся увидеть достопримечательности Великого Шелкового пути, и перестраивающийся из военного в гражданский аэропорт  «Ташкент Восточный» стал еще одними воздушными воротами из Европы в Азию.

Территория аэродрома с асфальтобетонной взлетно-посадочной полосой длиной 3248 метра используется военными и пассажирскими воздушными судами, грузовыми вертолетами. В аэропорту работает таможенная и пограничная службы. В 2007 году властями Узбекистана принято решение о строительстве на основе столичной военной базы нового международного воздушного порта для гражданской частной и бизнес-авиации; пропускная способность достигнет пяти миллионов человек в год.

В 2018 году началось возведение пассажирского терминала с оригинальным архитектурным решением (в форме сказочной птицы Хумо). Военные самолеты передислоцируются на другие аэродромы страны. На территории с военными городками, современными инженерными сооружениями национальная компания «Узбекистон хаво йёлари» возводит новый аэровокзальный комплекс с отелями, бизнес-центром и магазинами. Особое место в аэропорту, отвечающему принятым международным стандартам, займет здание для приема иностранных официальных делегаций. Рабочее название нового международного аэропорта – «Ташкент-4». Данный проект поддерживает корейское правительство, предоставившее Узбекистану ссуду в размере 300 миллионов долларов.

Международный аэропорт «Ташкент Южный»

Международный аэропорт «Ташкент Южный имени Ислама Каримова» (Tashkent Yuzhni International Airport – TAS) – значимый воздушный транспортный объект Центральной Азии. Он был открыт в 1930-х годах, в 2017 году получил имя Ислама Каримова, первого президента Республики Узбекистан.

Воздушный порт «Ташкент Южный» расположен в десяти километрах южнее столицы, на перекрестке полетов из стран СНГ в азиатские и европейские государства.

Два пассажирских терминала готовы принимать путешественников: внутренний в отдельном здании и трехэтажный международный; между ними семь километров пути, по которому гостей страны перевозят маршрутные такси и автобусы. В международном терминале пассажиры пользуются телескопическими трапами, отдыхают в VIP-зале и в помещении для транзитных гостей, посещают молельную комнату. Несколько ресторанов обеспечивают путешественников горячими обедами, а магазины радуют широким ассортиментом товаров. Для людей с ограниченными возможностями работают специальные туалеты и подъемники. Гости столицы Узбекистана с детьми ожидают рейса в комнате матери и ребенка или на игровой площадке, багаж пассажиры перевозят на удобных тележках. В аэровокзале работают пункты обмена валюты, действует бесплатный интернет, в торговых точках и билетных кассах действуют кредитные пластиковые карты, узбекские сумы, доллары США, фунты стерлингов и евро.

Информационные стойки и справочные бюро расставлены по всем помещениям пассажирского терминала. На третьем этаже работают офисы иностранных авиакомпаний. На нижнем уровне аэровокзала открыты отделения туристических бюро, организующих отдых на курортах Узбекистана и экскурсии по историческим городам страны. Необходимо знать, что во всех помещениях запрещена видео- и фотосъемка. Пропускная способность главного узбекского воздушного порта – тысяча пассажиров в час, за год – более трех миллионов.

Аэродром международной воздушной гавани располагает двумя ВПП: армобетонной  протяженностью 4000 метров и асфальтовой длиной 3905 метров. В «Ташкенте Южном» приземляются самолеты и вертолеты любого класса авиации.

Привокзальная площадь оборудована круглосуточной автомобильной парковкой (плата за час – около одного евро), в Ташкент и другие города страны регулярно отправляются комфортабельные автобусы, открыта аренда автомобилей и служба заказа такси. Стоимость поездки на автобусе до центра Ташкента составляет 30 рублей, на такси – 100 рублей; рядом с аэропортом открыты три трехзвездочные гостиницы.

Базовая компания международного аэропорта – «Узбекские авиалинии»; еще на территории воздушного объекта встречается символика тридцати работающих здесь авиакомпаний со всего мира. В парке аэропорта самолеты класса «Боинг 757-200», «Боинг 787-8», «Аэробус А320». Примечательно, что бортовое питание включает национальный узбекский плов.

Международные воздушные ворота открыты для рейсов по всему миру, полеты осуществляются в европейские и азиатские города, в Северную Америку и в Индонезию. Местные перевозчики доставляют гостей страны в древние города Бухару, Хорезм и Самарканд, авиакомпании «Аэрофлот», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии» и «Якутские авиалинии» связывают Россию с Узбекистаном, круглогодично доставляя туристов и деловых людей в сказочную древнюю страну. Регулярные рейсы выполняются в Москву (Внуково и Домодедово), Санкт-Петербург (Пулково), Екатеринбург, Тюмень, Иркутск, Казань, Ростов-на-Дону, Калининград, Воронеж, Самару, Минеральные Воды, Сочи, Краснодар и Уфу. Летят самолеты и в Европу (Турцию, Германию, Италию, Белоруссию, Англию), и в азиатские государства (Китай, Казахстан, Индию, Малайзию, Азербайджан, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты).

В планах руководства аэропорта – строительство подземной стоянки вместимостью 800 парковочных мест, сооружение новых стоек регистрации и открытие первой в стране ветки «воздушного метро». Скорый поезд по проекту российской компании соединит воздушную гавань с историческим центром города.

Международный аэропорт «Термез»

В южной части Узбекистана на берегу реки Амударьи, рядом с таджикской, афганской и туркменской границами, в пятистах километрах от Ташкента и в пяти – от Термеза расположен международный аэропорт «Термез» (Termez International Airport – TMJ). Он начал работу под названием «Северные ворота» в конце 1930-х годов, занимался сельскохозяйственными и медицинскими перевозками (на территории аэродрома действовали спасательные службы). С начала 1990-х годов аэропорт стал крупным пассажирским и грузовым транспортным объектом Узбекистана.

Термез интересен для туристов археологическими комплексами, буддийскими храмами и средневековыми крепостями и дворцами. Воздушная связь играет важную роль в развитии культурных и промышленных связей южного пограничного региона страны.

Просторный, декорированный в восточном стиле, пассажирский терминал построен заново в 2013 году. Аэровокзал оборудован комфортными залами ожидания, буфетами и пунктами обмена валюты. Официальные гости прибывают в конференц-зал с самой современной техникой и оригинальным дизайном. Пассажиры с детьми проводят время в благоустроенной комнате матери и ребенка. В аэропорту действует электронная система бронирования и продажи билетов, заметно повысившая уровень обслуживания путешественников, и удобное информационное табло. В кассах продаются билеты любого класса, от бюджетных до дорогих класса VIP.  Пропускная способность «Термеза»  – сто человек в час, семьдесят тысяч в год.

Аэродром принимает воздушные суда на цементобетонную взлетно-посадочную полосу длиной 3100 метров и шириной шестьдесят метров с новейшей системой ночного освещения и навигации. Часть аэродрома сдана в долгосрочную аренду военной авиации Германии, поддерживающей связь с немецким контингентом войск в Афганистане.

Термез с Ташкентом, Карши, Санкт-Петербургом (Пулково) и Москвой (Домодедово) связывают регулярные рейсы, с крупными городами Европы и Азии, а также с Владивостоком – чартерные; большая часть вылетов и прилетов приходится на дневное время суток. Расстояние между Москвой и Термезом (почти три тысяч километров) современные пассажирские лайнеры преодолевают за десять часов, разница в часовых поясах составляет два часа, средняя стоимость билета – пятнадцать тысяч рублей.

Национальный перевозчик «Узбекские авиалинии» выполняет больше половины всех коммерческих перелетов из Термеза. От аэропорта до города курсирует маршрутное такси (расстояние составляет семь километров).

Международный аэропорт «Ургенч»

Международная воздушная гавань «Ургенч» (Urgench International Airport – UGC) находится на западе Узбекистана, в черте города. Туристы прилетают в Ургенч, чтобы посетить древний Хорезм с двухтысячелетней историей – музей Хива в двенадцати километрах от Ургенча. Рейсовый троллейбус перевозит всех желающих попасть из аэропорта в восточную сказку всего за двадцать минут. Руководство и сотрудники ургенчского аэропорта за высокий профессионализм удостоены нескольких наград: почетной грамоты «За большой вклад в развитие туризма», диплома «Динамично развивающийся аэропорт». Воздушный порт имеет статус «Лучший аэропорт стран – участниц СНГ». В 2013 году «Ургенч» прошел полную реконструкцию, был открыт международный терминал. Этот аэропорт является значимым пассажирским и грузовым транспортным объектом Центральной Азии.

Просторный и светлый новый аэровокзал построен в восточном стиле, разделен на две части, для путешественников внутренних и дальних рейсов. В каждом зале размещены четкие указатели на узбекском и английском языках и информационные табло. Пассажиры международных рейсов отдыхают в комфортных помещениях, приобретают товары в торговых павильонах и магазинах, выбирают национальные узбекские сувениры в ремесленных лавках, пользуются молельной комнатой. С 2018 года на территории терминала действуют на прилет и вылет зеленый и красный коридоры, в результате значительно улучшилось обслуживание пассажиров, исчезли таможенные очереди.

Терминал для внутренних перелетов оживлен в разгар туристского сезона, в нем располагаются пассажиры, летящие в другие города страны. Пропускная способность аэропорта «Ургенч» превышает триста человек в час и сто пятьдесят тысяч за год.

Парковка на привокзальной площади вмещает около трехсот автомобилей.

Аэродром западных воздушных ворот Узбекистана располагает двумя взлетно-посадочными полосами: основной асфальтобетонной длиной 3150 метров и грунтово-бетонной размерами 1800 на 100 метров для приема и отправки винтокрылых машин.

Главная авиакомпания аэропорта – национальный перевозчик «Узбекские авиалинии», также на территории «Ургенча» работают «S7 Aerlines», «Россия», «Germania», «Авиакомпания Сибирь», «Уральские авиалинии». С сентября 2018 года  в международном порту начала работу авиакомпания «Nordwind». Коммерческие регулярные перелеты соединяют Ургенч с Ташкентом, Москвой, Минеральными Водами и Санкт-Петербургом; чартерные – с городами Франции, Германии, Италии и другими уголками мира по договорам с турфирмами.

Особо нужно выделить в сервисе то, что пассажирам предлагают горячее бортовое питание с узбекскими блюдами и ароматными хорезмскими приправами.

Международный аэропорт «Фергана»

Аэропорт «Фергана» (Fergana International Airport – FEG) основан в 1938 году и на протяжении шестидесяти лет обслуживал военную авиацию; с 1999 года началась его новая история как крупного гражданского объекта. Сегодня он имеет международный статус.

Город Фергана расположен на востоке Узбекистана, известен как богатый исторический и природный регион Центральной Азии и ежегодно принимает туристов из российских городов. «Жемчужина» Востока находится в 420 километрах от Ташкента, гости прилетают в Ферганскую долину для близкого знакомства со средневековым прошлым Узбекистана, его оригинальной древней архитектурой. Аэровокзал расположен в черте города, до исторического центра пассажиров перевозят маршрутные такси.

Современный пассажирский терминал отвечает требованиям международного стандарта качества, здание отделано синими витражами в серых металлических переплетах, вход оборудован автоматическими дверями. В аэровокзале открыто отдельное здание с CIP- и VIP-залами для гостей, летящих бизнес-классом, с предоставлением широкого спектра услуг. Пассажиры многочисленных рейсов пользуются открытом в здании аэровокзала пунктом обмена валюты, обедают в кафе, посещают комнату матери и ребенка, приобретают сувениры на память. Люди с ограниченными возможностями пользуются удобными пандусами и специальными санузлами. Информацию о направлениях и времени полетов отображают электронные светящиеся табло. Верующие путешественники – мусульмане посещают молельную комнату с местами для омовения.

Пассажиропоток составляет семьдесят тысяч человек в год, в час через терминал проходят четыреста гостей, за сутки аэропорт принимает несколько десятков прямых коммерческих рейсов.

Аэродром оборудован асфальтобетонной взлетно-посадочной полосой протяженностью 2860 метров с приборами ночного освещения и просторной вертолетной площадкой; в парке представлены комфортабельные современные суда разных классов авиации.

Прямые рейсы связывают Фергану с Бухарой и Ташкентом, Москвой (Внуково и Домодедово) и Санкт-Петербургом, Краснодаром и Новосибирском, Екатеринбургом и Нижним Новгородом, Казанью и Ростовом-на-Дону, Красноярском, Новым Уренгоем и Ханты-Мансийском. С ноября 2018 года были открыты чартерные полеты в Прагу и Бишкек. Перелеты выполняются авиакомпаниями «Московия», «ЮТэйр», «Узбекские авиалинии», «Уральские авиалинии», «Якутия», «Вим Аэролинии», «Nordwind». Стоимость перелета, например, до Москвы составляет от 17 тысяч рублей.